Заурбек Пагаев: «Не люблю сравнений между нами и основной сборной. Им нечему у нас учиться»

У каждого в этом мире есть право заниматься спортом. Кто-то занимается исключительно для себя, а для кого-то спорт — это дверь в большую и интересную жизнь, которая мгновенно обретает смысл. Для параатлетов спорт является смыслом всего существования, ведь именно они являются живым олицетворением борьбы с трудностями жизни и победы над обстоятельствами.
Герой нашего интервью — Заурбек Пагаев, чемпион Паралимпиады-2012 в Лондоне по футболу для лиц с церебральным параличом. Он стал одним из творцов того успеха, вернув в нашу страну золото футбольной Паралимпиады спустя 12 лет. Мы поговорили о Черчесове, сборной и о том, как не потерять голову от свалившегося успеха. Все это — в эксклюзивном интервью порталу «Живу Спортом»
— Расскажи свою историю. Как ты оказался в спорте для лиц с заболеванием ЦП?
— Я с детства играл в футбол и получил тяжелую травму. Прежде чем оказаться в нынешней команде («Лев Черной — Олимпия» — прим. ред), я сначала играл за паралимпийскую команду из родного Владикавказа «Стимул». Мы неплохо выступали в чемпионате России, и меня заметили тренеры сборной. Оттуда и начался мой путь.
— В их числе, полагаем, был и Автандил Михайлович Барамидзе. В твоем профиле на сайте МПК сказано, что он оказал огромное влияние на тебя. Расскажи о нем.
— Все люди, попавшие в сборную, о нем отзываются только положительно. Он всегда помогает морально, дает нужные советы и приводит нас в хорошие физические кондиции. Доктор нашей сборной Чкония Изольда Темуриевна, Калабаев Александр Евгеньевич и весь тренерский штаб во главе с Автандилом Михайловичем помогают нам во всех отношениях. В зависимости от ситуаций, он может быть и жестким тренером, и другом. Дисциплина у него на первом месте. Эта черта характера и помогает ему достигать успехов.
— Есть ли какие-то штрафы?
— Естественно. Но меня, к счастью, это не касалось. Я стараюсь не нарушать дисциплину. А так, конечно за опоздания на тренировку или на сбор всех наказывают, без исключения.
— Сейчас ты восстанавливаешься после травмы. Как это произошло, помнишь?
— В одной из игр чемпионата России я попал в нехороший стык и порвал все связки колена. Сейчас я прохожу реабилитацию после операции. Вроде бы иду на поправку. Надеюсь, в новом году уже смогу тренироваться в полной мере.
— В последний раз ты играл за сборную России на чемпионате мира год назад…
— Да, мы вышли в полуфинал и очень обидно проиграли ту игру. Проигрывали 0:2 Украине, затем сравняли, а потом… Слушай, мы много лет подряд никому не проигрывали, и все наши поражения случились в серии пенальти. В основное время и в дополнительное время, а это на протяжении почти десяти лет мы никому не уступали. В пенальти побеждает тот, у кого нервы крепче. Ну и фактор везения, само собой.
— Как же тут не вспомнить нашу основную сборную. Кстати, ты знаком со Станиславом Саламовичем?
— Да, мы познакомились с ним, когда он тренировал сочинскую «Жемчужину», а мы основную часть сборов проводили в Сочи. Он всегда поддерживает нашу сборную и всегда на связи с нашим главным тренером. Постоянно желает нам удачи.
Но я не люблю, когда сравнивают нас и нашу основную сборную. Это неправильное сравнение, и им нечему учиться у нас. Там собраны профессионалы, и они знают свое дело. Мне кажется, сейчас они нашли нужного человека, кого им не хватало. Черчесов навел порядок и создал замечательную команду, которая дошла до четвертьфинала, и надеюсь, она будет прибавлять с каждым матчем, а мы будем часто видеть победы нашей сборной.
— Твой прогноз на игру с Турцией (беседа состоялась до игры в Трабзоне — прим. ред)?
— Я, конечно, болею за нашу сборную. Думаю, мы победим 2:0.
— Когда тебя вызвали в сборную, тебе было 18 лет. В этом же возрасте ты добился первого успеха с командой. Как молодым ребятам не терять голову?
— Да, первый успех пришел в 2011 году, когда мы выиграли чемпионат мира. Меня поражало внимание, у нас все-таки спортивная республика, много разных чемпионов. Я был не единственным осетином в команде, но нашим персонам уделялось очень много внимания. Люди встречали нас в аэропорту, там же были и первые лица республики.
Но голову я терять не собирался. После чемпионата мира наш тренер сказал: «Это всего-навсего чемпионат мира. У вас впереди большие старты». Мы забыли этот титул, и начали готовиться к Олимпиаде. За былые заслуги у нас никто никуда не ездит, и никому не гарантировано место в сборной. Эти слова не дают расслабиться, поэтому голову от успеха я не потерял.
Я так воспитан: я всегда прост с людьми и с уважением отношусь к окружающим людям. Мне моя семья и мои тренеры не дали бы потерять голову. Меня окружают добрые и мудрые люди, которые не позволили бы мне зазвездиться или еще чего. Не моя история.
— В 19 лет ты выиграл Паралимпиаду. Поделись, что переживал внутри себя?
— Честно сказать, я выдохнул. После финала я был, в первую очередь, морально опустошен, не сколько физически. За те два года подготовки было много физических и моральных нагрузок. Мне было всего-то 18-19, и молодому парню не просто управиться с таким давлением. С 2000 года мы не выигрывали Паралимпиаду по футболу. На наших плечах был огромный груз, но мы справились. Когда все закончилось, мне хотелось приехать домой, обнять семью и сказать спасибо своей маме и своему отцу. А после отпуска захотел увидеть всех ребят и вернуться к тренировочному процессу.
— Если бы не решение Международного Паралимпийского комитета, то у тебя была бы возможность стать двукратным паралимпийским чемпионом. Что почувствовал в тот момент, когда всех российских параатлетов не допустили?
— За год до Рио мы стали чемпионами мира. Это был третий крупный успех в моей карьере, и я готовился к Играм в Рио, рассчитывая попасть туда. Изначально, все как-то странно происходило, по телевизору говорили странные вещи… Казалось, что происходит что-то не то. Что-то подсказывало, что нас не допустят. После того, как узнали вердикт МПК, у всех в команде было опустошённое состояние. Хотя для нас делали все, что могли.
— Что насчет Токио-2020?
— Для тех, кто не знал, сообщу: нас отстранили от участия (в Токио будет всего 4 вида спорта, по которым могут принять участие российские параатлеты — прим.). Поэтому в следующий раз мы можем рассчитывать на участие лишь в 2024 году в Париже. К этому моменту мне будет уже 32 года. Не знает, буду ли я играть или нет — как здоровье даст (улыбается).
-С удивлением обнаружил твой профиль на сайте ЛФЛ (Любительской футбольной лиги). Вы играете в турнире со здоровыми спортсменами?
— Да, в команду «Лев Черной — Олимпия» заявлены все игроки сборной России. Этот клуб заявлен в чемпионат Московской области и является 16-кратным чемпионом страны. Стараемся конкурировать со здоровыми ребятами (усмехается).
— Не обидно получить травму в любительской лиге, которая может повлиять на вашу карьеру?
— Да, мы конечно понимаем, что может быть всякое. Наш тренер не дает расслабиться никому, будь это товарищеская игра или игра чемпионата. И каждый отдается игре полностью. Все отдают себе отчет, что никто не застрахован от случайных травм и болезненных стыков. По-другому, никак, это спорт. Либо в шахматы идите, как говорит Автандил Михайлович, там по ногам не бьют.
— Чтобы ты мог пожелать нашим читателям, в особенности параатлетам?
— Каждый человек должен перебороть то, что у него в голове. Все идет от мыслей. Нужно все оставить, поверить в себя и свои силы. Немаловажно здесь и окружение, с кем ты живешь, кто рядом с тобой. Людям, которые окружают параатлетов, хочу посоветовать поддерживать всегда, несмотря ни на что. Ничего не должно сломить, ни вас, ни параатлета. Без поражений не бывает побед. А что касается, всего остального, то каждый человек должен решить, чего он хочет добиться в этой жизни, чем он хочет заниматься. Если хочет стать спортсменом, то он должен стать лучшим в том виде, который он выбрал. Если ему по душе офисная работа , то также нужно стремиться к лучшему. Всевышний дает нам эти испытания, чтобы мы их преодолевали. Не надо сдаваться, а нужно идти к своей цели.